Надо сказать, что советская промышленность и торговля не баловали аквариумистов разнообразием продукции. В зоомагазинах почти всё, связанное с аквариумистикой, было в дефиците. Продавались каркасные аквариумы на 12, 24, 36 и (редко!) 72 литра. Более крупные ёмкости (на 120 и 200 литров) производились одной фабрикой в Риге и в продажу «выбрасывались» крайне редко. Оборудование ограничивалось сачками, скребками, жутко жужжащим компрессором «Скалярий» и одним видом нерегулируемых обогревателей. Всё остальное аквариумисты делали сами, или приобретали у умельцев на «Птичьем рынке». Не лучше обстояли дела и с рыбой: «Мосзоокомбинат» разводил и поставлял в продажу от силы десяток видов: беспородных гуппи, красных меченосцев, сомиков-коридорасов двух видов, несколько пород золотых рыбок, чёрную моллинезию и почему-то тернецию. При этом у аквариумистов-любителей «на комиссию» (на реализацию) рыбу брали мало, неохотно, и не везде. Ещё хуже было с растениями: «Мосзоокомбинат» централизованно выращивал только три вида – пистию, кабомбу и людвигию. Уж не знаю по какой причине, но с другими растениями у них товарного производства не получалось. Если добавить к этой картине закрытые границы, «железный занавес» и отсутствие импорта аквариумной рыбы даже из соцстран – Чехословакии и ГДР, которые к середине XX века намного обогнали СССР по части развития аквариумного рыбоводства, - то выход у отечественных аквариумистов оставался только один: разводить всю рыбу и растения самостоятельно и реализовывать их друг другу через клубы и «Птичий рынок», чем они с радостью и занимались.
Период с 1957 по 1987 годы не случайно называют вторым расцветом отечественной аквариумной науки. Оказавшись в изоляции от мировых достижений, советские аквариумисты успешно разрабатывают и применяют собственные методики разведения многих видов, заполняя качественной рыбой вакуум советского дефицита. Отсутствие новинок восполнялось, с одной стороны, собственной селекционной работой, которую успешно вели оба крупных московских клуба (МГКАТ и «Нептун») и Ленинградский клуб аквариумистов, а во-вторых – попытками акклиматизации в аквариумах отечественных гидробионтов, особенно дальневосточных.
Редкие поставки ихтиологических новинок проходили, по сути, через единственного человека, служившего окном в мир Большой аквариумистики: директора «Театра кукол», народного артиста СССР Сергея Владимировича Образцова. Страстный любитель аквариума, Сергей Владимирович был в курсе мировых новинок и тенденций развития нашего увлечения. При этом его в равной степени интересовали все рыбы – и харациновые, и живородка, и цихлиды, и золотые, и барбусы, и т.д. Аквариумная Москва с замиранием сердца ждала каждого возвращения «Театра кукол» с зарубежных гастролей, зная, что в багаже его руководителя обязательно едут аквариумные новинки. Привезённых рыб Сергей Владимирович частью оставлял себе на разведение (а его обширный кабинет и подсобка в театре представляли собой неплохое по тем временам любительское разводческое хозяйство), а частью раздавал «приближённым» - аквариумистам Ф.М. Полканову, В.М. Маранчаку и другим, а уже от них потомство привезённых производителей попадало в клубы и расходилось по любителям. Много и часто «курсировавший» между двумя столицами великий аквариумист и писатель Марк Давидович Махлин, чьи увлекательные книги стали «аквариумным наркотиком» для двух последующих поколений, служил связующим звеном между московскими и ленинградскими клубами аквариумистов, поставляя новинки в город на Неве. Именно так в СССР попали многие виды азиатских лабиринтовых, американских цихлид, харациновых, некоторые из которых вскоре массово распространялись среди аквариумистов.
Интересно, что «железный занавес» имел и обратную сторону: большинству западных специалистов было решительно неизвестно то, что происходило в советской аквариумистике. Порой это приводило к удивительным случаям: например, когда один из наших аквариумистов впервые привёз в Германию на выставку давно разводимый у нас в стране вид факельных эпиплятисов (потомков двух пар, привезённых из Африканской командировки «совспецами»), то оказалось, что никто в Европе о таких и не слышал! Редкость и ценность попадавших в страну новинок стимулировали советских любителей на разработку методов разведения буквально каждой рыбки. В результате впервые именно в СССР были разведены тропические вьюны акантофтальмусы, лабео биколор, боция макраканта, и многие другие популярные виды рыб…
1950-е – 1980-е годы дали отечественной аквариумистике целую плеяду признанных мастеров, корифеев нашего дела, без опыта которых, изложенного в их многочисленных книгах и статьях и лично переданного следующему поколению на клубных семинарах и практических занятиях, трудно себе представить современную аквариумистику. Каждому из них следовало бы посвятить отдельную статью, поэтому здесь мы их просто перечислим. Кроме уже упомянутых С.В. Образцова, М.Д. Махлина, Ф.М. Полканова и В.М. Маранчака, это и М.Н. Ильин – автор всемирно известной книгой "Аквариумное рыбоводство", на десятилетия ставшей настольным пособием для всех увлечённых аквариумом, и классик отечественной ихтиопаталогии Ю. А. Корзюков, и Т. А. Вершинина, и братья Кочетовы, и А. И. Ножнов, и В. П. Дацкевич, и основатель клуба "Нептун" Ю.И. Дроздов, и А.А. Андрощук, и основатель отечественной школы разведения цихлид А.В. Арефьев, и лучший харацинщик страны И.И. Ванюшин, и великий московский гуппивод Н.А. Васильев, и воспитавший целую плеяду учеников Л.А. Гудков, и основатель советской школы морской аквариумистики Д.Н. Степанов, и классик отечественной акваботаники В.С. Жданов, и главная аква-журналистка и популяризатор нашего хобби Ю.С. Айнзафт, и другой выдающийся журналист и популяризатор, «заразивший» аквариумистикой тысячи людей В.А. Юдаков, и главный отечественный растениевод И.М. Комков, и известнейший разводчик дискусов С.И. Горюшкин, и ленинградский аквариумист В.И. Ламин впервые наладивший разведение неонов, и А.И. Ножнов, и О.И. Шубравый, … Наверняка читатели и сами могут продолжить этот список. Увы, многих из тех, кто в нём перечислен, уже нет с нами, но с остальными ещё можно пообщаться вживую на аквариумных встречах и конференциях, насладиться их опытом и знаниями, которыми они охотно делятся.
Во многом благодаря перечисленным выше людям аквариум в СССР становится одним из самых массовых хобби. К 1981 году в СССР насчитывалось более 10 миллионов аквариумистов, из которых не менее 6,1 миллионов человек содержали от 5 аквариумов и более. В 1970-е годы суммарный тираж книг по аквариумному рыбоводству составил свыше 2 миллионов экземпляров, но их всё равно катастрофически не хватало. Секции и клубы аквариумистов массово возникали в большинстве городов страны – при Станциях юных натуралистов, домах и дворцах пионеров, клубах и Домах культуры. А в крупных городах аквариумы были чуть ли не в каждой семье: по статистике «Мосзоообъединения» только за 1976-1980 годы через четыре московских зоомагазина было продано более полутора миллионов каркасных аквариумов! И это без учёта кустарных и самодельных, которые любители изготавливали самостоятельно или покупали у умельцев на «Птичке».